Сейчас я покажу, на что угрохала последние почти два месяца своей жизни. Ну, конечно, не всей жизни, а условно-свободного времени.
Это лоскутный ковер. Мой первый более-менее существенный опыт пэтчворка.
Хочу первым делом заявить, что мне категорически не нравится современная тенденция, когда в специализированном магазине покупают специально подобранный комплект тканей, идеально подходящих по цвету, со специально подходящим рисунком, кромсают целые большие отрезы на мелкие кусочки, чтобы потом снова их сшить. Это НЕПРАВИЛЬНО! Это извращает весь глубинный смысл пэтчворка. Настоящий пэтчворк - это когда из ничего делают "чего", когда в дело идут разные мелкие лоскуты, которые больше ни на что путное не годятся.
В моем ковре почти все лоскуты - это самые настоящие лоскуты, остатки от шитья. Некоторых остатков вообще едва хватило - приходилось сильно думать, как их раскроить, да еще чтобы долевую нитку соблюсти. Лоскуты накопились у меня еще с советских времен, когда мы с мамой довольно много шили сами. Есть и куски моих детских платьев, из которых я выросла быстрее, чем они износились. Но зато и ковер вышел - не просто ковер, а живой сгусток воспоминаний: вот это был мамин халат, которого я почти и не помню, так была мала; это платье я разорвала в десятилетнем возрасте, когда лезла через забор; в сарафане, сшитом мамой из этой ткани, я ходила все лето после 8 класса... А из этого куска я сшила навороченный фартук в подарок бабушке - в нем было 4 кармана и на каждом вышита буква ее имени: "ШУРА". А эта ткань - остаток от обалденных раздвижных штанов на бретельках, которые я - уже так давно! - сшила сыну, и он очень удачно проносил их чуть ли не три лета подряд...
Ну и пусть цвета не совсем идеально сочетаются! Зато у ковра есть душа.
Вот он:
Ковер зрел очень долго. Попробовать технику пэтчворка хотелось еще чуть ли не с детства. Но как-то все не до того было, только смотрела на чужие работы и облизывалась. Узор я нарыла в интернете еще в Москве, больше 2 лет назад, перерисовала на листочек и как-то случайно взяла с собой в Прагу. А тут в спальне оказалась холодная и неуютная стена - и как раз у изголовья кровати. Сразу стало ясно: для лоскутного ковра пришло время. Когда в позапрошлом году придумывала и заказывала мебель для нашей спальни, уже имела его в виду. И даже сразу попросила сделать крючки, чтобы будущий ковер легко и удобно повесился. Здесь видна оставленная под ковер дыра и крючки:
И все равно крючки ждали долго... Только этой весной я привезла лоскуты из Москвы. И только в конце мая начала работу.
Ох, как это оказалось трудоемко! Нет, я с самого начала понимала, что работы будет ого-го, но НЕ ДО ТАКОЙ ЖЕ СТЕПЕНИ!
И как трудно было нигде не перекосить рисунок! Я специально выбрала очень простой узор - он весь состоит только из квадратов 10 х 10 см и из треугольников, которые потом попарно сшиваются все в те же квадраты. И все равно было тяжело. В узоре есть места, где в одной точке сходится 7 кусочков, и надо было добиться, чтобы они сходились именно В ТОЧКЕ, а не расползались. Иногда получалось приемлемо точно. Но чаще все-таки выходило довольно криво, несмотря на все старания и яростную работу утюгом. Я потом пыталась как-то зрительно выравнивать эти кривоватые места с помощью стежки, но преуспела в этом мало. Вот крупный план отдельных участков:
Только на сшивание уже выкроенных и рассортированных лоскутных кусочков в единое полотно у меня ушло около 18 часов чистого времени. Но это еще не был ужас-ужас. Самый ужас начался потом, когда пришло время стежки. Обычно везде пишут, что слои перед стежкой надо скреплять между собой английскими булавками, чтобы не сместились. Ха! Какие булавки! Я просто прошила весь ковер вручную наметочными стежками вдоль и поперек и, как оказалось, правильно сделала. Там же внутри синтепон! Это ж все толстенное, почти как ватное одеяло! Пытаясь засунуть весь этот объем в швейную машину, я как его только ни скручивала! Никакая английская булавка этого бы не выдержала, это совершенно очевидно. Стегала небольшими фрагментами, по направлению от центра к краям. Чуть не сдохла. Так до сих пор и не понимаю, почему ничего не перекосилось.
И теперь точно знаю: если еще когда-нибудь решусь на подобный пэтчворк, выберу самый-пресамый тонюсенький синтепон. А не самый толстый, как сейчас.
Зато изнанка получилась очень вкусная: какая-то синтетическая ткань, похожая на бархатистую кротовью шкурку. Вот тут хорошо видно:
А вот некоторые этапы большого пути, которые я успела зафиксировать. Кошка Тиша, ясное дело, не могла остаться в стороне и по мере возможности помогала прижимать ткань, чтобы не смещалась:
Да, чуть не забыла: размеры ковра 160 х 100 см.