Почему дежавю?

Дело в том, что прошлой зимой, в Москве, у сына в школе была точно такая же экскурсия - на фабрику фарфора в Гжель. Я напросилась на обе, чему очень рада. Сходство между ними просто поразительное! Впрочем, если задуматься, все становится понятным.
В обоих случаях речь идет о старинных традиционных полукустарных производствах, по сути, народных промыслах, которые сейчас еле барахтаются, не выдерживая конкуренции с нахлынувшим китайским дешевым ширпотребом. Чтобы удержаться на плаву, они вынуждены выкручиваться всеми способами. Экскурсии для школьников - один из таких способов, и довольно удачный. Как оказалось, даже международный.

Экскурсии проходят по единому угадываемому сценарию: сначала кратенько рассказывают о продукции, потом проводят по производственным помещениям и показывают техпроцесс, потом - это же дети, им интересно что-то попробовать сделать самим - поэтому в экскурсию включена "творческая часть". А еще ребятишки неравнодушны к животным. Значит, непременно будут и животные. В конце - обязательно посещение фирменного магазина, где вдохновленные дети предсказуемо затарятся каким-нибудь барахлом.

И все равно это очень интересно. Это все-таки не просто технология, а еще и художественное творчество. Я и сама получила кучу удовольствия и в Гжели, и с бусами. Жалела только, что в наши школьные годы нас на такие экскурсии не возили.

Так как же все-таки делаются стеклянные бусы?

Прежде всего, нас возили не в сам "Яблонекс". Это, пожалуй, слишком крутое место, чтобы с детишками напрягаться. Хотя и они сейчас переживают не лучшие времена. Но ведь "Яблонекс" - не единственное предприятие такого рода в окрестностях города Яблонца. В этих местах имеется превосходный песок, светлый, мелкий и чистый. Поэтому всякие стекольные производства с давних пор кучкуются тут в количестве. Мы посетили фабричку по производству штампованных бус (к сожалению, не бисера!) в деревне Пьенчин в нескольких километрах от Яблонца (а сам Яблонец - это около 150 км на северо-северо-восток от Праги).

Для сравнения - Гжель: если кто не в курсе, рассказываю, что там тоже целый агломерат мелких фарфоровых фабрик, с давних пор возникших в самой Гжели и окрестных деревнях вокруг месторождения белой глины, пригодной для производства фарфора.

Бусы штампуют из огромных стеклянных палок-прутков длиной метра полтора и толщиной сантиметра три. Палки производятся на других фабриках, разных цветов, а иногда бывают даже многоцветные, полосатые. Такими потом будут и бусины.
Сначала палки разогревают на специальной горелке, чтобы они размягчились, а потом суют в штамповочный пресс. По-научному это называется "горячая объемная штамповка". Нам показывали и ручной пресс, и автомат. Ручной, конечно, гораздо интереснее: сидит перед ним дядька, пихает концы сразу 4-5 прутков в горелку, вынимает по одному, слегка вытягивает размягченный кончик молотком (а стекло при этом пластичное, как крутое тесто), потом задвигает под пресс, который постоянно и довольно быстро ходит вверх-вниз. За один прием успевает штампануть раза 3-4, после чего прут опять нужно подогревать. Отштампованные бусины падают в корзину. Они пока еще страшноватые: с кусками облоя, с заметными швами, не очень гладкие. Но зато в них с самого начала есть дырки.



Автоматический пресс работает так же, только прутки в него поступают самостоятельно из особого загрузочного контейнера. И подогреваются они непрерывно, на подходе к штампу.



Поскольку пресс-формы используются самые разнообразные, бусы тоже получаются на любой вкус. Вот только некоторые варианты:



После штамповки бусы нужно отделить от облоя и всяких ненужных кусков. Это делают на специальных электрических ситах, которые совершенно замечательно и очень громко трясутся. При этом мелкие куски облоя проваливаются в дырки сита, а крупные бусины остаются. Конечно, для каждого размера бусин имеются соответствующие сита.

Потом бусины шлифуют. Их смешивают с тем самым местным шикарным мелким песком и помещают в барабаны, похожие на бетономешалки. Впрочем, возможно, именно бетономешалки для этого и используются - уж очень похожи. При шлифовке на бусинах сглаживаются все неровности, а еще, что важно, дырки забиваются песком. Теперь поверхность бусин гладенькая, но матовая. Чтобы вернуть ей блеск, бусины надо еще раз нагреть, уже не так сильно. Это делается в специальной длинной печке, через которую бусины едут по транспортеру, рассыпанные в один слой по поддонам. Они постепенно нагреваются, слегка подплавляются на поверхности и так же постепенно остывают. А поскольку дырки были забиты песком, они не заплывают. Печка выглядит совершенно не интересно: просто какой-то длинный короб, в котором ничего не видать. Работница только загружает в нее поддоны с одного конца, а вынимает с другого.



После нагрева бусины надо промыть. В том числе от песка. Их высыпают в сетчатые ведерки и полощут в механическом корыте:



Вот, собственно, и весь техпроцесс.

Правда, некоторые бусины еще подвергают огранке. Их надевают на этакие гребенки и ставят в гранильную машину. Надевают, конечно, не по одной - их просто зачерпывают гребенкой из длинного корытца. На некоторые зубья гребенки при этом ничего не надевается, но это и не страшно. В гранильной машине процес занимает буквально минуту-другую. Параллельно работает 2 гребенки. И работница только и делает, что надевает бусины то на одну, то на другую гребенку из одного корыта, а после огранки стряхивает их в другое корыто. Бусины при этом мокрые, чтобы обрабатывались лучше. Ну и работка! Целый день, как тупой автомат, перекладывать бусинки! Я бы сдохла через полчаса. Но тут народ смирно работает. А куда им еще деваться из деревни Пьенчин? Но интересно, что в Гжели работали в основном не первой молодости тетки, а здесь полно молодежи, причем обоих полов. Правда, не факт, что среди них вообще есть чехи. На фабрике трудится и сколько-то украинцев. Даже плакат с Тимошенко висел где-то на стене. Гастарбайтеры, занятые непрестижной работой? Наверное.



На этом технологическая часть экскурсии закончилась, и началась часть художественная. Нас привели в отдельное большое помещение, выдали каждому ребенку по картинке на картоне и предложили выложить ее бусами. На клею ПВА. В принципе, это могло бы выглядеть довольно эффектно, если использовать яркие мелкие бусины, а картон предварительно затонировать красками. Но времени было не так уж много, а детям было интересно, наоборот, выбирать бусины покрупнее. Поэтому результаты многих оставляли желать. Мой сын тоже сделал свой шедевр - домик. К сожалению, его постигла злая судьба: недосохшую картину пришлось сунуть в рюкзак, и все бусины по дороге отвалились. И теперь сын никак не соберется приклеить все на место. Иначе я бы непременно поместила здесь фото этого piece of art.

Для сравнения - Гжель: там тоже была своя художественная часть. Детей учили характерному гжельскому "теневому мазку", когда одним движением кисти получается, например, лепесток, насыщенно-синий с одного бока и плавно бледнеющий к другому боку. К сожалению, фарфора для обучения не давали, все происходило на бумаге.

Что там у нас еще осталось из программы? Ах да, животные. Вплотную к фабрике расположена козья ферма. Одна из крупнейших в Чехии, между прочим.

Но прежде, чем мы туда отправимся, хочу показать сосульки. Нет, не какие-то там сосульки, а СОСУЛЬКИ. По размерам они в точности соответствуют использующемуся на фабрике сырью - пруткам. Я сразу заподозрила, что эти сосульки СОСУЛЬКИ тут выращивают специально для производства прозрачных бесцветных бусин.



Козью ферму, конечно, лучше посещать летом, когда козы гуляют, а не сидят в помещении. Но даже и так было приятно. Сначала нам показали фильм про коз и про технологию производства козьего сыра. Потом пустили в... хлев? В общем, в козлятник. Это огромное неотапливаемое помещение, почти ангар. Как ни странно, там было чисто и даже навозом практически не воняло. У коз под ногами аккуратные соломенные подстилки. И сами козы чистенькие. Любо-дорого взглянуть.



Козочки в основном беленькие:



Козлов мало, и содержатся они в отдельных "квартирах", откуда с интересом рассматривают посетителей:



Я всегда считала коз, а особенно козлов, на редкость тупыми животными. Кажется, я ошибалась, а их тупость во многом определяется условиями содержания. По крайней мере, на этой ферме козочки выглядели веселыми и любопытными, а красавец козий патриарх - прямо-таки мудрым.

Там и другие животные живут. То ли используются в хозяйстве, то ли подобраны специально для полноты экспозиции. Эти утки - какие-то особо породистые, размером с хорошего гуся.



Кроме них, фигурировали еще павлины, фазаны, какие-то собаки в вольере, несколько овечек. И целый прайд кошек, которые, конечно, живут сами по себе, но, судя по их упитанному виду, благами козьей фермы пользуются активно.

Мы тоже ими воспользовались: в фирменном магазинчике накупили и всякого козьего сыра, и колбасы... А для полного счастья и лучшей ориентации нам там устроили дегустацию сыров. Вкусно!

Для сравнения: В Гжели при фабрике тоже были звери - целый мини-зоопарк. В основном, сельскохозяйственные животные, но с изюминками. Например, редкие декоративные породистые куры. Или еще цесарки. И какой-то невиданный козерог, кажется, родом мз Америки. И всякие попугаи-канарейки... Говорили, что все эти звери очень нужны художникам для вдохновения - как источник идей. Но мне кажется, что это все-таки больше приманка для экскурсантов.

Напоследок, конечно, был магазин. Там продавались и местные бусины, и "чужой" бисер, не слишком, правда, качественный, но все равно я его по дешевке немало накупила. Были и готовые изделия. Их отдают нанизывать местным надомницам. Уровень работ, конечно, соответствующий. Но зато и цены очень демократичные. Девчонки много чего там купили. Но больше всего меня поразил один мальчишка, накупивший кучу мелких бусин. Я спросила, не для мамы ли это. А он заявил, что сам низать будет. Конкурент, однако!

Ну, а теперь об отличиях этих экскурсий. Они целиком в пользу чехов, у которых все гораздо лучше организовано. В местном ресторане нашу толпу накормили очень приличным обедом, что было, конечно, необходимо. Причем очевидно, что они специализируются на кормежке больших групп: нас было человек 50 (2 класса), и с нами управились с легкостью.

В Гжели же нас только напоили чаем с какими-то сомнительными печеньями, причем прямо на улице, под навесом. Это зимой-то! С другой стороны, откуда вообще в Гжели приличный ресторан? Пришлось подкрепляться домашним сухим пайком.

Но самой главное - гид, который ездил с нами (по фабрикам, конечно, нас водили местные экскурсоводы).
В Гжельской поездке у нас была невыразительная тетка, которая по пути "туда" бормотала что-то невнятное о сути этого промысла. Семилетним детям все это было совершенно фиолетово. Они, кажется, вообще ничего не поняли. На обратном пути тетка блистательно отсутствовала.

Здесь же с нами ездил совсем молодой парень, Гонза. Это была просто песня! Я такого таланта общаться с детьми давно не видела. Он моментально завладел их вниманием, занял интересными разговорами, и почти 2 часа дороги (и столько же обратно) пролетели как один миг. Дети подвывали от восторга и смотрели ему в рот. При этом он не просто что-то однонаправленно вещал - это был диалог, где интересовались мнением каждого. В очень легкой и ненавязчивой форме Гонза напомнил всем, как надо вести себя в автобусе, как он накажет нарушителей (заставит после экскурсии убирать весь автобус) - и ведь правда потом двоих заставил! Он познакомился со всеми, рассказал и о своей профессии, и о производстве бус - так, что всем было и понятно, и интересно. А потом он устроил конкурс-викторину, в которой соревновались между собой 2 параллельных класса. Участвовали все с огромным воодушевлением. Даже мой скептически настроенный сын, который поначалу хотел исключительно любоваться пейзажами за окном, уже через каких-то 5 минут играл вместе со всеми, вопил от радости, когда их класс выигрывал, переживал, когда проигрывали... В конце оказалось, что победили оба класса: один (наш!) на первом месте, другой (параллельный) на втором. Все получили шоколадные медальки с соответствующими цифрами. Это было чудесно! Под видом веселой игры Гонза умудрился впихнуть в них довольно много разных полезных знаний. И даже я несколько расширила свои познания в чешском языке. Вот он, наш незабвенный Гонза, побольше бы таких было:



PS Из купленного бисера уже сплелось одно яичко. Скоро покажу.